Литературный круиз «Великий мыслитель и гениальный писатель», посвященный 200 — летию со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского.

 

«Достоевский таков, какова Россия со всей её тьмой и светом.

 И он — самый большой вклад России в духовную жизнь всего мира».
Н.А. Бердяев

Дорогие, друзья!

В 2021 году исполняется 200 лет со дня рождения писателя, публициста, мыслителя, одного из самых известных русских классиков Фёдора Михайловича Достоевского. По данным ЮНЕСКО, Достоевский сегодня – один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире. Его художественное наследие анализируется литературоведами, изучается современными школьниками и студентами, по произведениям писателя ставят спектакли, снимают кинофильмы.

Фёдор Михайлович принадлежит к тем авторам, чья жизнь и творчество – это неразрывное целое. Его рассказы, повести, романы неслучайно тяготеют к исповеди – в них нашли своё отражение и трагические повороты судьбы писателя, и эволюция его идейных убеждений, и драматическое мироощущение, и философские искания.

Сегодня мы совершим литературный круиз ,

 связанный с жизнью и творчеством Фёдора Михайловича Достоевского.

Великий русский писатель родился в семье врача из дворянского рода. Несколько лет Достоевский учился в пансионе в Москве, а в 16 лет его отправили в пансион Костомарова в Петербурге для подготовки к поступлению в инженерное училище. Когда будущему писателю было 18 лет, его отец скончался в своем имении, причем, по слухам, он был убит собственными крестьянами — хотя документы свидетельствуют об апоплексическом ударе. Окончив учебу в 1843 году, он был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, откуда подал в отставку всего через год. Публикация «Бедных людей» принесла ему славу и много знакомств. С 1847 года он начал посещать кружок Петрашевского. В 1849 г. он был арестован и помещен в Петропавловскую крепость. Как и прочие петрашевцы, Достоевский был приговорен к смертной казни, которая была отменена прямо на плацу.

Интересные факты о Фёдоре Михайловиче Достоевском

Достоевский был страстным игроком

Достоевский сам признавался, что играет на рулетке. В 1862–1863 годах писатель впервые поехал в Европу, сильно проигрался и завалил знакомых просьбами прислать денег. Ему не хватало на игру, на поездку в другой город, даже на еду.

Достоевский был практически нищим

До бедности он довел себя не только азартными играми. Достоевский совсем не умел зарабатывать — здесь он был похож на своих героев, неспособных жить на жалованье или хотя бы разумно копить деньги. Он жил писательским трудом, а его гонорары за публикации в журналах были очень скромные.

Достоевский был приговорен к смертной казни, но его помиловали на эшафоте

Достоевского приговорили к смертной казни за участие в кружке петрашевцев. Осужденных привезли на площадь, где их должны были расстрелять. По про­цедуре к столбам их выводили по трое. Уже было готово императорское поми­лование и решение заменить казнь на другие виды наказания, но петра­шевцам об этом не сообщали. Власти решили разыграть маленький спектакль и как будто действительно провести расстрел.

Достоевский постоянно пил чай

Догадаться о большой любви Достоевского к чаю можно по его книгам. Это любимый напиток его героев. Писатель  любил вести долгие разговоры за чаем. Достоевский выпивал по несколько стаканов очень крепкого и сладкого чая. Очень любил сам заваривать и разливать чай, а во время их заграничного путешествия в каждом новом городе искал чайную лавку.

Достоевский работал по ночам

Писатель, ночь, свеча. Достоевский засиживался за работой допоздна. По ночам он делал наброски для будущих произведений, ложился на рассвете и спал до 11 утра.

Страдал эпилепсией, но умер от другой болезни

Таинственные припадки случались с Достоевским еще в юности. Уже в Сибири после каторги и нескольких лет в армии врач поставил Достоевскому диагноз «падучая» (эпилепсия).  Приступы с судорогами, потерей сознания и пеной у рта случались с писателем до конца жизни.  Согласно официальным медицинским документам, Достоевский к моменту смерти в 1881 году собрал целый букет заболеваний, в том числе эмфизему легких и туберкулез. Врачи также допускали, что причиной кровотечения мог стать разрыв легочной артерии.

Творчество Достоевского

Его романы, повести и рассказы — являются вершиной русской прозы второй половины XIX века и отражает жизнь и духовную атмосферу современного писателю русского общества. Главными произведениями писателя стали пять знаменитых романов: «Преступление и наказание» (1866), «Идиот», (1867-1868), «Бесы» (1871), «Подросток» (1874) и «Братья Карамазовы» (1879-1880). Перечисленные романы Достоевского вошли в ряд высших достижений мировой литературы.

 

Урок толерантности «В этом мире все равны», посвященный Дню народного единства

Ежегодно 4 ноября, начиная с 2005 года в России отмечается День народного единства. Этот государственный праздник установлен в честь важного события в российской истории — освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году, и приурочен к Дню Казанской иконы Божией Матери.

Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени на Руси — периода со смерти царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русский престол взошел первый из династии Романовых.

Смутное время — эпоха глубокого кризиса Московского государства, когда единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

Мы живём в многонациональной стране, где  находятся представители различных наций и народностей. Каждая из них имеет свой язык, религию, свою культуру, обычаи и традиции. И только уважение друг к другу, соблюдение прав и свобод способствует миру, прогрессу общества. Люди должны быть терпимы друг к другу, то есть толерантны.

16 ноября 1995 года Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла Декларацию принципов толерантности:

  • Уважение человеческого достоинства всех без исключения людей;
  • Уважение различий;
  • Понимание индивидуальной неповторимости;
  • Взаимодополняемость как основная черта различий;
  • Взаимосвязь как основа совместных действий;
  • Культура мира;
  • Сохранение памяти.

Толерантность означает:

… что другие могут думать иначе, чем ты сам;

… милосердие, сострадание;

… умение быть великодушным и терпимым;

… признание идей, отличных от твоих собственных.

Мы живём в одном городе, ходим с вами в одну школу, живем в одной группе, отмечаем вместе праздники, любим конфеты и мороженое. Очень важно, чтобы все люди были дружны! Дружба между людьми, народностями, культурами.

Велика Россия, она является самой большой страной в мире, в которой проживает более 180 народов. Все мы отличаемся друг от друга языком, древними традициями, национальной одеждой и многим другим.-Люди, которые нас окружают, все разные: есть маленькие и большие, худые и полные, разных национальностей, в очках и без них. Почему мы иногда смеемся над ними? Почему трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других? Однако все люди имеют право достойно жить на планете. .Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Толерантность позволяет нам оставить в нашем сердце больше места для наших друзей!

«Книжный лабиринт» Видео-обзор книг по произведениям писателей натуралистов

Я люблю побродить по зелёной стране

Здесь друзей заводить очень нравится мне.

На сюрпризы горазд молчаливый народ.

И за то, что отдаст, ничего не берёт.

В той стране благодать, удивительный свет

Вот бы нам разгадать: в чём тут главный секрет?

Загляни-ка со мной в эту славную жизнь.

И с Зелёной страной навсегда подружись.  Е. Серов

Сегодня, дорогие друзья, мы совершим  эко-путешествие в мир природы по книгам детских писателей. Бывают такие писатели, которые любят рассказывать о природе, животных и растениях. Таких писателей называют натуралистами.  С помощью их книг мы отправляемся в удивительный мир животных, узнаем много интересного и увлекательного о лесе. Рассказы и сказки этих писателей любимы читателями именно потому, что в них ярко чувствуется любовь к природе, восхищение перед её мудростью, красотой.

«Природа – это увлекательнейшая книга. Только начни её читать, не оторвёшься». Н. Сладков  

Конечно, любой человек любит природу. Но есть такие люди, которые наделены особым отношением ко всему живому. Природа это чувствует и делится с ними своими самыми сокровенными секретами.

Главный герой рассказа Георгия Скребицкого  «Лесной голосок» — мальчик, который гулял по лесу. Во время прогулки он услышал голос кукушки, и ему стало интересно, как выглядит эта птица. Мальчик пошел на голос кукушки, но она всякий раз отлетала от него дальше.

Тогда мальчик пошел на хитрость – он спрятался в кустах и воспроизвел голос кукушки. Через некоторое время мимо пролетела невзрачная птица, которую он сначала принял за молодого ястреба. Но птица уселась на ветку и принялась громко куковать. Тут мальчик понял, что это и есть кукушка, на которую он так хотел посмотреть.

Мальчик, продолжая сидеть в кустах, громко прокуковал в ответ. Кукушка испугалась его голоса и улетела прочь. Но мальчик не расстроился, потому что теперь он знал лесную тайну – как выглядит кукушка.

После той истории прошли долги годы, а герой рассказа так и продолжает бродить по нехоженым тропам и открывает все новые лесные тайны, понимая при этом, что тайнам природы нет конца.

Рассказы Николая Сладкова полно и точно отражают тайны природы. Для того чтобы оказаться в диком лесу, вовсе необязательно каждый раз брать билет на поезд и ехать в дальние края — можно просто протянуть руку к книжной полке и перенестись туда, не выходя из дома. Иллюстрации замечательного художника Евгения Ивановича Чарушина как всегда вызывают у читателя пронзительное ощущение встречи с прекрасным миром зверей и птиц.

В книгу «Бежал Ёжик по дорожке» замечательного детского писателя Н. И. Сладкова вошли шестнадцать маленьких сказочек о природе. Под пером писателя — большого знатока русского леса — оживают и сам лес, и его обитатели: всем известные и неизвестные звери и птицы.

Путешественнику, натуралисту, писателю:
Борису Степановичу Житкову повезло прожить целых три жизни. В первой он был мальчиком, мечтавшим о приключениях и путешествиях, учеником и студентом. Во второй – моряком, инженером, путешественником. Это вторая жизнь кончилась печально: однажды инженер остался без работы. Все его знания, умения, опыт вдруг стали никому не нужны. Дверцу в новую, третью жизнь распахнул перед Борисом его школьный товарищ. «Попробуй-ка писать рассказы для детей», — сказал Корней Чуковский, который оказался очень прозорливым. Житков оказался необыкновенным писателем.  Третья жизнь писателя была недолгой, но множество книг, написанных Житковым, помнит и любит не одно поколение детей. И сегодня ребята с интересом следят за похождениями обезьянки Яшки, сочувствуют рыбакам на льдине и девочке Вале, что подавилась косточкой. Эти истории читаются легко и запоминаются надолго. Может, потому, что самыми простыми словами Борис Житков умел рассказывать о самом сложном. Писал он и о юрких, умных зверьках – индийских мангустах, проворных, побеждающих даже змей.

На протяжении многих лет человек наблюдает за животными,  пытается разгадать их секреты и тайны, хочет лучше узнать их образ жизни и никогда не устает удивляться. Ведь они такие забавные, эти животные … Одних только видов и разновидностей животных на земле больше миллиона. И все они разные, у каждого свои повадки и способы жить и выжить…» — писал Игорь Иванович Акимушкин.

Какой же необыкновенной смелостью должен обладать человек, который взялся рассказать почти о каждом из миллиона!

Бывают ли ядовитые ящерицы ? Что мы знаем о рыбах с радарами, На эти и многие другие интересные вопросы вы найдете ответ в книге Игоря Акимушкина «Мир животных». В ней описываются представители шести классов животного царства. Вы узнаете, прочтя ее, о жизни разных птиц, лягушек, черепах, крокодилов, змей и многих других земноводных и пресмыкающихся животных всех стран мира.

Рассказы  учат  нас тому, что животные – удивительные создания, у каждого свой характер, свои привычки. Ещё рассказ учит тому, что надо быть самостоятельнее, ведь очень легко разлениться, когда за тебя всё делает кто-то другой.

 

Урок толерантности « Я – другой. Но, это же здорово»

🤝🏻 Толерантность – это умение понимать другого человека.

✍🏻 Толерантность предполагает единство трёх П:

✔Принятие другого мнения;
✔Проявление сочувствия и сострадания;
✔Признание ценностей и многообразия культур.

✍🏻 13 октября, для учащихся 4 класса МБОУ СОШ № 167 (классный руководитель Черняк Яна Васильевна) был проведен урок толерантности « Я – другой. Но, это же здорово».

📽 В ходе мероприятия ребятам была показана презентация, состоящая из трех частей. В первой части ребята узнали об истории праздника и его понятиях. Вторая часть была посвящена необходимости толерантности в международных отношениях, особенно в нашей многонациональной стране. А в третьей части разговор шел о терпимости в отношениях между близкими людьми, в семье, на учебе, между поколениями.

👏🏻🤗Очень радует, что в конце мероприятия ребята отвечая на вопросы, сделали для себя выводы о том, что надо беречь своих близких и всегда следовать золотому правилу морали «относиться к другому так, как мы хотим, чтобы относились к нам». И если живешь среди людей, то нельзя забывать, что каждое слово, каждый поступок, желание отражаются на окружающих людях. И надо делать все для того, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

Литературная гостиная «Пусть осень жизни будет золотой», посвященная Декаде пожилых людей

Не ищите излишнюю сложность,
В неспокойный наш атомный век.
Возраст — это, ей-богу оплошность,
Если молод душой человек!

В осеннем календаре есть необычная дата, когда сердце переполняется чувством глубокой признательности, когда хочется говорить слова благодарности, быть особенно чуткими и внимательными к людям –Международный день пожилых людей. В этот праздник библиотекари присоединились к поздравлениям и пригласили своих читателей «золотого» возраста на праздничную литературную гостиную «Пусть осень жизни будет золотой».

Гостей порадовали своими номерами талантливые ребята из МБУДО ДШИ №12: Железнова Оксана и Крюкова Арина играли на аккордеоне, Чимитова Ирина исполнила песню «Мечта».
Не менее талантливые дети из МБОУ лицей им. А. Пушкина выступили с замечательно подготовленными номерами: Тюменцева Ксения исполнила спортивно бальный танец, а Прокопенко Наталья прочитала рассказ «Противные старушки» Ксении Драгунской. И конечно же для гостей выступили наши «палочки-выручалочки» учащиеся МБОУ СОШ №167 Борисов Артем прочитал стихотворение «Любимая бабушка», а Свириденко Светлана выступила с танцем художественной гимнастики.

На протяжении всего мероприятия было ощущение праздничной атмосферы, заботы и внимания к пожилым людям, а что больше огня дарит тепло, как не забота, внимание и душевные встречи.
Много положительных отзывав мы услышали в свой адрес, но и мы хотим выразить благодарность за предоставленные подарки ТОС «Пульс» и депутата Государственной думы Дмитрия Ивановича Савельева.

Экологическая игра «В мире животных»

Каждый год, 4 октября, весь мир празднует Международный день защиты животных, или, как его еще называют, День животных. Это важное событие призвано обратить внимание всех людей на проблемы зверей и разбудить в каждом отзывчивость к братьям нашим меньшим.

Всемирный день защиты животных – прекрасный повод рассказать ребятам об удивительном мире братьев наших меньших.

Накануне, вместе с учениками 3 класса МБОУ СОШ № 167, мы провели познавательную экологическую игру «В мире животных».

Произведения В. Бианки, В. Чаплиной, Е. Чарушина и других писателей радуют уже не одно поколение маленьких читателей, учат любить волшебный мир зверей и птиц.

В ходе познавательной игры ребята ответили на вопросы викторины «Угадай животное», приняли участие в игре «Большие и маленькие» и сложили пазл «Сказочные животные». Большой интерес вызвал рассказ библиотекаря о памятниках животным-героям.

Книжная выставка в читальном зале «Люби, цени и охраняй» познакомила учеников с книгами о животных Красной книги и художественной литературой, где главные герои – животные.

Но самым радостным и эмоциональным событием стало появление пёсика Пришки, символа библиотеки. Он с задором загадывал загадки детям, и рассказал как заботиться о домашних животных.

А на абонементе вниманию читателей была представлена книжная выставка «Звери и птички на книжных страничках».

 

Эколого-краеведческая информ-минутка «Тропинками родного края»

 Какой прекрасный, удивительный мир нас окружает. Прекрасные зеленые леса, поля, животные, птицы. Реки, небо, солнце – это тоже все прекрасно. И всё это прекрасное мы называем одним словом – природа. Наша жизнь неотъемлема от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.

  Сегодня вместе с библиотекарями юные читатели  совершили виртуальное путешествие по тропинкам родного края в удивительный мир животных и растений.

Разделившись на две команды – Ромашки и Колокольчики, школьники с интересом отгадывали загадки о деревьях, цветах, птицах, ягодах, млекопитающих. Вспомнили, какие деревья и растения растут в нашей местности, какие животные и птицы живут в лесной чащобе. Участвуя в конкурсах «Корзина цветов», «Маленькие тайны природы», «Что лишнее», «Живая буква», «Чьи следы?», «Поймай птицу», «Узнай по описанию», ребята проявили смекалку и логическое мышление. Говорили не только о живой, но и о неживой природе. Во время путешествия ребята попали в виртуальную студию «Бюро погоды». В ней пришлось помогать ведущим дать прогноз погоды на ближайшее время по имеющимся признакам. И как оказалось позже, юные синоптики не ошиблись – прогноз погоды был верным.

Встреча с «Зелёным патрулём» помогла ребятам вспоминали о правилах поведения в природе, о последовательности действий отдыхающих при организации пикников.

Хочется верить, что после нашего путешествия ребята будут бережно относиться к окружающему миру, ценить и беречь то, что дарит нам природа и учить этому своих младших братишек и сестрёнок.

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей,

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей,

Она твой давний, добрый лекарь,

Она союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую:

Нас много, а она одна.

 

«Лекарственные растения» виртуальная прогулка

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о мире «Лекарственных трав».

Издавна люди заметили, что больные животные уходят чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек и человек стал искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными бальзамами и настоями, пили чай из разных трав. Давайте больше узнаем о лекарственных растениях и для чего они нужны человеку?

Нас всюду окружают растения, и мы даже не задумываемся над тем, что каждая полянка – это богатейшая аптека. В современной медицине лекарственные растения не только не утратили своих позиций, но привлекают к себе все более пристальное внимание ученых. Из более чем 3000 препаратов, применяемых отечественной медициной, 40 % вырабатывается из лекарственных растений. С каждым годом число их увеличивается. Лекарственным растениям нередко отдают предпочтение в связи с их небольшой токсичностью и возможностью длительного применения без проявлений побочного действия. 

Лекарственные травы заготавливают в определенные сроки, вдали от дорог, выпаса скота. Собирая лекарственные растения нельзя забывать о бережном отношении к окружающей природе, о том, что мы приходим в гости в Дом природы и должны соблюдать правила поведения и доброго отношения ко всем жителям этого большого Дома.

Помните, о том, что лекарственные растения нужно собирать правильно!!!

Правила сбора лекарственных растений.

1. Подземные части растений собирают в сухую погоду, после того как спала роса.

2. Сушат под навесом, чтобы не попадали прямые солнечные лучи.  

3. Нельзя собирать больные и поврежденные вредителями растения.

Народы древнего мира использовали 21 тысячу видов растений. Растения были не только источником питания, но и помогали снять боль. Во время раскопок шумерского города (3 тысячелетие до нашей эры), была найдена табличка, где на шумерском языке в 145 строках даны прописи 15 рецептов. Врачи Шумера использовали горчицу, сосну, чабрец, плоды сливы, груши, ивы… многие свойства трав считались целебными.
Научная медицина начала свое развитие в Древней Греции. Родоначальником научной медицины считается Гиппократ. В своей лечебной практике он использовал 200 растений и применял их без переработки, считая, что целебная сила в соке растений огромна и лучше действует на организм человека. Гиппократ использовал белену, бузину, ирис, миндаль, мяту…
На Руси целебные свойства растений известны были с глубокой древности. Лечение велось знахарями, ведунами, волхвами и сопровождалось рядом магических процедур. Обычными лекарствами были полынь, крапива, хрен, ясень, подорожник, береза, особо почитался чабрец. На развитие фитотерапии в России большое влияние оказало открытие при Иване Грозном Аптекарской избы, в задачу которой входила организация сбора лекарственных растений на территории всей Руси. В зеленых лавках продавали лекарственные растения и, здесь же, можно было получить совет по лечению любого заболевания.
В годы Великой Отечественной войны сбор лекарственных растений был делом оборонного значения. К 1945 году собиралось свыше 100 видов сырья. В качестве активных антисептиков использовались фитонциды лука и чеснока, препараты из календулы, зверобойное масло, бальзам из пихты. Недостаток перевязочных материалов помогал решить торфяной мох сфагнум, который обладает гигроскопичностью и бактерицидными свойствами. Использовался обезжиренный тополиный пух.
В 1941 году в госпиталях впервые стали применять настойку из лимонника китайского, которая не только помогала быстро восстановить силы раненых, но и способствовала повышению остроты зрения у летчиков, вылетающих в ночные полеты.
Давайте вместе вспомним название некоторых трав и их лекарственные свойства: 

 

Кисть ягоды прекрасная, жёлтая иль красная,
я достать её боюсь — о шипы уколюсь.
Но уважаю с детства сердечное средство.Боярышник.

Семена, как коготки, жёлто-красные цветки. 
От горла помогают, кто же их не знает. Календула.

 

Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито. Шиповник.

 

 «Кошачья травка» — 
Больным поправка:
Корешок в аптечку,
Чтоб помочь сердечку. Валерьяна

Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять. Одуванчик

 

Путник часто ранит ногу
Вот и лекарь у дороги. Подорожник

 

Злая, как волчица,
Жжётся, как горчица.
Что это за диво?
Это же ….. Крапива

 

Каждый лист разбит на дольки. 
Подсчитай-ка: долек сколько?
Восемь, десять, двадцать, тридцать.
Тут легко со счета сбиться.
У кого желанье есть
Дольки снова перечесть?
Тысячелистник

 

 

Горькая травка — животу поправка,
А сама душиста, белена, пушиста.
Вместо веника  возьмешь, подметёт все чисто. Полынь

 

 

Предлагаем вашему внимаю фильм о наиболее часто применяемых в быту лекарственных растениях.

«Лесная карусель» виртуальная экскурсия

Друзья, сегодня мы отправляемся в удивительное путешествие  — в виртуальную экскурсию «Лесная карусель». Она пройдет под девизом: 

«Мы — хозяева нашей природы, и она для нас — кладовая солнца с великими сокровищами жизни…» (М. Пришвин.)

Но вот куда будет наша экскурсия, пока для вас это загадка, тайна. Сейчас вас ждут вопросы — загадки. Отгадав их, вы узнаете место нашего мероприятия. Вперед!

  1. На горе шумит, а под горой молчит.

  2. Богатырь стоит богат, угощает всех ребят:

Ваню- земляникой, Таню — костяникой,

Машеньку- орешком; Петю- сыроежкой

Костеньку — малинкой, Васю- хворостинкой!

3. Дом со всех сторон опирает, заходя в зеленый дом — чудеса увидишь в нем!

4. Жаль озябшего бедняжку: всем ветрам и ветеркам

Он последнюю рубашку раздарил по лоскуткам.

-Все, конечно, разгадали загадки и поняли, мы пойдем — в лес.

Когда вы, ребята, идете в лес, вы должны хорошо знать правила поведения в лесу. Какие это правила?

— Не ломать зеленые ветки и деревья, не качаться на них, не разорять муравейники и      птичьи гнезда.

— Не рвать цветов.

— Не разжигать костры, беречь лес от пожара.

Мы — в гостях у леса. Что нужно сделать ребята?

По старинному русскому обычаю мы приветствуем храм Природы: поклонимся вправо — царю- батюшке Лесу;

Поклонимся влево — матушке Природе;

Поклон прямо — Яриле- Солнцу, началу жизни на Земле.

Что вы знаете, ребята, о лесе?

Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?

-Лес — наше богатство. Лес — это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес — всегда чистый воздух.

— Лес — это дом для зверей и птиц. Лес — это наш друг: задерживая влагу, он  помогает человеку выращивать хороший урожай.

—  Лес — это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

— Лес — это дом зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся.

А вы знаете, кто живет в лесу?

Если знаешь, лесных зверей, назови их поскорей:

1. Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый — краса,

А  зовут ее…

2. Горбоносый, длинноногий, великан ветвисторогий

Ест траву, кустов побеги, с ним тягаться трудно в беге

Коль такого встретить довелось, знайте дети, это…

3. Кто по елкам ловко скачет и влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы?

Ребята, а что такое лесной дом? Что это за “дом”? И сколько в нем этажей? 

В высоком старом лесу — пять этажей.

Пятый этаж — это верхушки самых высоких деревьев:

сосен, елей, дубов.

Четвертый — кроны деревьев пониже: клена, березы, осины, рябины.

Третий — кусты и совсем молоденькие деревца.

А два нижних этажа — второй и первый — травы, цветы, мхи.

Во всяком лесном “доме” есть еще что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса. Растения не любят одиночества. Они редко растут вдали друг от друга. Чаще они собираются компаниями.

Каждая такая компания имеет свое название — луг, лес, бор, дубрава, болото…

Какие деревья растут в лесу?

 1. Стоит красавица — косы зеленые, платье белое,

  Кора горючая, ветка плакучая, семя летучее.

 2.Темной он покрыт корой, лист красивый, вырезной.

   А на кончиках ветвей много-много желудей.

3.Весной растет, летом цветет, осенью осыпается, зимой отсыпается.

А цветок-то — медок, лечит от гриппа, кашля и хрипа.

4.Стоят дома высокие, этажи не счетные, шпили колючие под тучами летучими.

 5. Стоит столб до небес, а на нем шатер-навес.

  Красной меди столб точеный, а навес сквозной, зеленый.

Друзья, запомните:

береза,  дуб,  липа — лиственные деревья, их ветки покрыты листьями,

а ель, сосна —  хвойные деревья, у них на ветках хвоя.

Береза — настоящая красавица, белые одежки, золото сережки.

Древесина березы очень плотная. Из нее делают даже части машин и инструментов. Березовый сок вкусный и полезный для здоровья. Только не спеши собирать его, ведь без сока береза зачахнет и погибнет.

Дуб растет очень медленно, но зато живет он до 1000 лет и более. В русских лесах нет дерева мощнее дуба. Дуб не гниет в воде, и его древесина ценится, как очень прочная и красивая. Кора дуба содержит лекарственное вещество, а для животных и птиц дуб — настоящая кормушка.

Липа — цветет летом, и цветы ее медоносны. Липовый мед считается самым лучшим. А липовый чай помогает от простуды. Древесина липы очень мягкая, поэтому она — незаменимый материал для резьбы. В липовых кадушках хорошо сохраняются продукты.

Ель обычно растет на влажных местах. В густых ее ветвях находят себе жилье многие животные. Ель называют музыкальным деревом. Ее древесина используется для изготовления скрипок, гитар, пианино… Из ели делается и бумага. А для нас с вами елка — украшение нашего дома в праздник Нового года.

Сосна — прекрасное витаминное дерево.  Очень хорош и красив сосновый бор! Точно высокие свечи возвышаются сосны над головой. В сосновом лесу хорошо и легко дышится. Смолистые вещества, выделяемые сосной, убивают микробов. В сосновых лесах много ягод и грибов.

В лесу растут еще и грибы, а вы знаете где искать грибы?

Грибы начинают расти, когда хорошо прогреется и напитается влагой земля.

Подосиновик любит  сырые осинники. Другие грибы попрятались, не видать. А этот, пожалуйста, торчит из травы как яркая пуговка.

Лисичек особенно много в сырое лето. Высыпают они ярко-оранжевыми дорожками среди зеленого мха.

Подберезовик ищи под березами.

Сыроежки, как цветы, рассыпаны по всему лесу в изобилии. И шляпки у них бывают всех цветов радуги.

Груздь — мечта грибника. Он ловко маскируется под бугорки, кочки, опавшую листву. Особенно много груздей там, где березняк сходится с ельником.

Хвойные молодые посадки — любимое место маслят.

В сосновых и еловых лесах, растут колониями рыжики.

Опята — необычайные грибы. Все грибы растут на земле, а эти — на пнях и деревьях.

А самый вкусный и душистый гриб — боровик (белый гриб). Ножка у него толстая, шляпка мясистая, темно-бурая. Растет он в березовых, сосновых и дубовых лесах.

Но опасайся несъедобных, ядовитых грибов: бледную поганку, ложных опят, ложных лисичек, ложных груздей!

-Ребята, учитесь у взрослых отличать съедобные грибы от несъедобных.

Не надо портить ядовитые грибы, не срывайте и не топчите их, потому что есть среди них лекарство для зверей.

С ранней весны и до поздней осени в лесах  растут лекарства в большом количестве. Только их надо знать и уметь ими пользоваться. Еще в давние времена наш народ пользовался травами для лечения всяких болезней. Лес – это настоящая природная аптека. Большое количество лекарств делают на отварах трав.

Ребята, как вы считаете, все ли мы познали о лесе? Стоит ли нам еще не раз вернуться в этот храм природы. Предлагаем закрепить знания, и ответить на вопросы:

Викторина «Мир живой природы»

1. Какая птица выводит птенцов в любые морозы? 

2. У какого дерева даже в самый жаркий летний день кора остается прохладной? 

3. Из какого дерева делают спички? 

4. Из какого ядовитого растения готовят лекарство, употребляемое при болезнях сердца? 

5. У каких растений нет корней, стеблей, листьев, цветов?

6. Какое дерево используют для изготовления лыж?

7. След какого хищного зверя похож на след человека? 

8. Из какого дерева делают пианино? 

9. Одно  из  наиболее  долговечных  деревьев. В благоприятных условиях доживает до 1000 лет. 

Ну вот, ребята, наша экскурсия подошла к концу, и нам пора с вами возвращаться в наш любимый детский сад. Но мы с вами обязательно ещё придём в лес. Вы — настоящие друзья природы. Скажем лесу: «До свидания, до новых встреч! «

«Ты пришел в гости к природе»

Сегодня мы поговорим на тему: «В гостях у природы». Мы поговорим о том, как человек связан с природой, вспомним правила поведения в природе, вы узнаете новые слова и что они обозначают. На занятии мы будем говорить о таком слове, как природа. Подумайте и ответьте на вопрос:

— Что такое природа? Как вы понимаете?

Природа- это все, что нас окружает (солнце, воздух, вода, полезные ископаемые- это неживая природа человека, животные, растения, грибы и микробы- это живая природа).

Живые существа, в отличие от предметов неживой природы дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают.

С давних пор люди стремятся как можно больше узнать о мире, в котором они живут. Солнце и звёзды, воздух и вода, растения и животные — все интересует людей!

Каждый из нас, даже маленький ребенок Великан на полянах Природы. Какой он — добрый или не очень? Природа ежедневно задает нам эти вопросы, а мы ежедневно на них отвечаем своими поступками. Есть такие хорошие слова:

Да, мало ли, зачем мы пришли в гости в природу! Но не забывайте: вы — в гостях, вы — в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил. Выполняйте их!

 Правила поведения в природе.

  1. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников.

  2. Нельзя рвать цветы.

  3. Нельзя ловить насекомых: бабочки, стрекозы и др.

  4. Нельзя шуметь в лесу.

  5. Нельзя оставлять мусор в лесу.

  6. Нельзя срубать деревья.

  7. Нельзя брать из леса домой птиц, животных.

Каждая сломанная попусту ветка, цветок, пойманная бабочка — это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну рану нанесешь ты, другой твой товарищ, третью, четвертую кто-то еще, что же станет с природой?

Подумайте и объясните, как вы понимаете эти слова: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек — тропу, а тысяча — пустыню».

Итак, вы пришли в гости к природе.

А зачем?

  1. Чтобы услышать пение птиц.

  2. Чтобы полюбоваться красотой.

  3. Чтобы насладиться свежим воздухом.

  4. Набрать лесных ягод, орехов, грибов.

  • А сейчас мы подумаем некоторые ситуации, случаи из природы. Я прочитаю как бывает в природе, а вы скажите можно так делать или нет? Почему?

1 ситуация: «Шум в лесу».

Ты любишь слушать музыку и взял с собой походный приемник или магнитофон. Ты идешь по лесу или по лугу, и музыка гремит родом с тобой. Как хорошо! А хорошо ли? Почему? (идти по лесу надо тихо, спокойно, шум беспокоит и пугает лесных жителей; и сам человек не увидит и не услышит ничего интересного, потому что все живое попрячется — убегут звери, улетят птицы, затаятся насекомые).

2 ситуация: «Гнездо».

Заметил ли ты, что за тобой неотступно с дерева на дерево перелетает серая ворона? Не заметил? А зря! тебе кажется, что ты идешь по лесу бесшумно. Но для лесных животных твое появление — целое событие. Десятки настороженных глаз наблюдают за тобой. Вот ты заметил в кустах гнездо. Что же ты сделаешь? (Если человек наклонится посмотреть, нет ли в нем яиц или птенцов. Или просто ради интереса, как сделано, сплетено гнездо-шалашик? Да, конечно, ты никого не тронул, не обидел. Но невольно ты показал путь к гнезду. Путь открыт вороне (она наблюдала), кунице, хорьку и другим хищникам, которые, обнаружив следы человека, идут по ним чем-нибудь поживиться.

Запомните! В лесу, на лугу, на озере нужно быть осмотрительным, стараясь не повредить тем, кто ползает, бегает, плавает и летает!)

3 ситуация: «Птенец на траве».

Ты идёшь по лесу и вдруг видишь: сидит здоровый, симпатичный птенец. Тихо сидит, ждет, когда его накормят. А родители близко уже, возвращаются с едой. Но тут малыша крепко хватают твои руки! Может, захотелось принести тебе домой живую игрушку? И, может, по невежеству своему пожалел ты беззащитного детеныша, который вовсе не нуждался в твоей помощи?

И вот в твоем доме появился новый жилец. Его окружили заботой и лаской. А птенец начинает хохлиться, отказывается от еды и вместо ожидаемой радости, дома появляется тревога за больное животное, отчаяние от неумения помочь.

Зря, ох как зря вмешался ты в хрупкую жизнь птенца! А почему зря? (Птенцов из своего дома и от своих родителей забирать ни в коем случае нельзя! Разве вот попадается больной, раненый птенец — тогда, в крайнем случае, его можно взять, чтобы выходить, вылечить и отпустить!)

Есть такая пословица:

«Хорошо птичке в золотой клетке, но ещё лучше на зеленой ветке» (чтение индивидуальное).

  • Как вы понимаете эту пословицу?

А сейчас мы поговорим об экологии: 

  • Что такое экология?

Экология — это наука, которая изучает, как растения связаны с воздухом, водой, с другими растениями, животными, человеком. Экология изучает и то, как люди связаны с окружающей их природой, как люди зависят от природы, как влияют на нее.

Эта наука подсказывает людям, как нужно вести хозяйство, чтобы не погубить природу и самих себя.

А сейчас об этом, как в природе все взаимосвязано посмотрим таблицу, по этой таблице я расскажу вам одну историю с комарами и кошками, а вы потом ответите на вопрос:

  • Почему случилась беда?

На одном далеком острове люди решили уничтожить комаров. Использовали для этого ядохимикаты. Комары действительно исчезли. Но через некоторое время на острове появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедали зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта «напасть».

А оказалось, вот почему. Ядохимикаты, которыми уничтожали комаров, попали на растения. Этими растениями питались тараканы (их много было на острове, и жили они не в домах, а в природе). Тараканы не погибли от яда, но накопился в их тельцах. Этих тараканов ловили и поедали ящерицы. Они слабели от яда и становились легкой добычей кошек. А вот для кошек, поедавших отравленных ящериц, яд оказался смертельным. Вскоре кошек совсем не осталось на острове. Ну и раздолье наступило для крыс!

Крысы принесли людям огромные убытки. Вскоре пришлось на остров завозить кошек. Их доставляли на самолетах их других мест. Только так и удалось справиться с крысиной «напастью».

  • А теперь давайте подумаем, почему случилась беда?

  • Для кого была беда?

Как видите, животные и растения не могут говорить, не могут пожаловаться, но давайте предположим, что они прислали нам «жалобы» и просят помочь разобраться с этими жалобами. Вы должны вдумчиво и внимательно слушать «жалобы», потом определить, о ком идет речь и какую пользу оно приносит.

Жалоба 1.

Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая.

  • О ком шла речь? Какую пользу приносит? .

  • А теперь давайте послушаем полный ответ, который приготовил С. Пименов.

  • В «жалобе» говориться о лягушке-жабе. Каждая лягушка за год съедает больше тысячи мух, комаров, жуков. Лягушка — пища для аистов, цапель, чаек, енотов, норок. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Представьте себе — исчезли лягушки. Как много стало комаров. А аисты? Их все меньше и меньше.

Жалоба 2.

На земном шаре нет пожалуй такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно. 

Жалоба 3.

Сосут кровь у человека, беспокоят людей по ночам. Люди борются с ними, чтобы их стало меньше. Может этих насекомых следует совсем уничтожить? Почему? 

Жалоба 4.

Давайте представим: расплодилось в наших лесах очень много волков. И люди уничтожили их за то, что съели много диких оленей. Через несколько лет оленей стало так много, что они съели в этом лечу весь корм, стали голодать и болеть. Множество оленей погибло. Как ты объяснишь то, что произошло? Что нужно было делать людям? 

  • Молодцы, вы правильно помогли разобраться с жалобами.

  • Сегодня на занятии мы обсудили разные ситуации, «жалобы» животных.

  • Как вы думаете, надо охранять природу? Как?

  1. Не загрязнять воздух, воду (заводы, фабрики, машины).

  2. Сажать молодые деревья.

  3. Не рвать редкие растения, первоцветы.

  4. Не охотиться на редких животных.

  5. Не разорять гнезд птиц, нор.

  6. Не оставлять горящих костров в лесу, мусора и т.д.

Прочитайте вслух стихотворение М. Дудина «Берегите Землю». Ответите на вопросы: Как надо беречь Землю? Для кого?

«Берегите землю»

Берегите Землю! Землю берегите! Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики, на тропинках солнечные блики…
Берегите доброту и жалость, чтоб они за слабого сражались.
Берегите будущего ради. Нор звериных,
Птичьего гнезда разорять не будем, никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.

«Природа — общий дом растений, грибов, животных и человека, и нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател».

Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и красиво,

чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, пели птицы.



© Муниципальное казенное учреждение культуры г. Новосибирска "Централизованная библиотечная система им. Л.Н. Толстого Октябрьского района" 2008-2014. Все права защищены.