«Ты пришел в гости к природе»

Сегодня мы поговорим на тему: «В гостях у природы». Мы поговорим о том, как человек связан с природой, вспомним правила поведения в природе, вы узнаете новые слова и что они обозначают. На занятии мы будем говорить о таком слове, как природа. Подумайте и ответьте на вопрос:

— Что такое природа? Как вы понимаете?

Природа- это все, что нас окружает (солнце, воздух, вода, полезные ископаемые- это неживая природа человека, животные, растения, грибы и микробы- это живая природа).

Живые существа, в отличие от предметов неживой природы дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают.

С давних пор люди стремятся как можно больше узнать о мире, в котором они живут. Солнце и звёзды, воздух и вода, растения и животные — все интересует людей!

Каждый из нас, даже маленький ребенок Великан на полянах Природы. Какой он — добрый или не очень? Природа ежедневно задает нам эти вопросы, а мы ежедневно на них отвечаем своими поступками. Есть такие хорошие слова:

Да, мало ли, зачем мы пришли в гости в природу! Но не забывайте: вы — в гостях, вы — в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил. Выполняйте их!

 Правила поведения в природе.

  1. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников.

  2. Нельзя рвать цветы.

  3. Нельзя ловить насекомых: бабочки, стрекозы и др.

  4. Нельзя шуметь в лесу.

  5. Нельзя оставлять мусор в лесу.

  6. Нельзя срубать деревья.

  7. Нельзя брать из леса домой птиц, животных.

Каждая сломанная попусту ветка, цветок, пойманная бабочка — это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну рану нанесешь ты, другой твой товарищ, третью, четвертую кто-то еще, что же станет с природой?

Подумайте и объясните, как вы понимаете эти слова: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек — тропу, а тысяча — пустыню».

Итак, вы пришли в гости к природе.

А зачем?

  1. Чтобы услышать пение птиц.

  2. Чтобы полюбоваться красотой.

  3. Чтобы насладиться свежим воздухом.

  4. Набрать лесных ягод, орехов, грибов.

  • А сейчас мы подумаем некоторые ситуации, случаи из природы. Я прочитаю как бывает в природе, а вы скажите можно так делать или нет? Почему?

1 ситуация: «Шум в лесу».

Ты любишь слушать музыку и взял с собой походный приемник или магнитофон. Ты идешь по лесу или по лугу, и музыка гремит родом с тобой. Как хорошо! А хорошо ли? Почему? (идти по лесу надо тихо, спокойно, шум беспокоит и пугает лесных жителей; и сам человек не увидит и не услышит ничего интересного, потому что все живое попрячется — убегут звери, улетят птицы, затаятся насекомые).

2 ситуация: «Гнездо».

Заметил ли ты, что за тобой неотступно с дерева на дерево перелетает серая ворона? Не заметил? А зря! тебе кажется, что ты идешь по лесу бесшумно. Но для лесных животных твое появление — целое событие. Десятки настороженных глаз наблюдают за тобой. Вот ты заметил в кустах гнездо. Что же ты сделаешь? (Если человек наклонится посмотреть, нет ли в нем яиц или птенцов. Или просто ради интереса, как сделано, сплетено гнездо-шалашик? Да, конечно, ты никого не тронул, не обидел. Но невольно ты показал путь к гнезду. Путь открыт вороне (она наблюдала), кунице, хорьку и другим хищникам, которые, обнаружив следы человека, идут по ним чем-нибудь поживиться.

Запомните! В лесу, на лугу, на озере нужно быть осмотрительным, стараясь не повредить тем, кто ползает, бегает, плавает и летает!)

3 ситуация: «Птенец на траве».

Ты идёшь по лесу и вдруг видишь: сидит здоровый, симпатичный птенец. Тихо сидит, ждет, когда его накормят. А родители близко уже, возвращаются с едой. Но тут малыша крепко хватают твои руки! Может, захотелось принести тебе домой живую игрушку? И, может, по невежеству своему пожалел ты беззащитного детеныша, который вовсе не нуждался в твоей помощи?

И вот в твоем доме появился новый жилец. Его окружили заботой и лаской. А птенец начинает хохлиться, отказывается от еды и вместо ожидаемой радости, дома появляется тревога за больное животное, отчаяние от неумения помочь.

Зря, ох как зря вмешался ты в хрупкую жизнь птенца! А почему зря? (Птенцов из своего дома и от своих родителей забирать ни в коем случае нельзя! Разве вот попадается больной, раненый птенец — тогда, в крайнем случае, его можно взять, чтобы выходить, вылечить и отпустить!)

Есть такая пословица:

«Хорошо птичке в золотой клетке, но ещё лучше на зеленой ветке» (чтение индивидуальное).

  • Как вы понимаете эту пословицу?

А сейчас мы поговорим об экологии: 

  • Что такое экология?

Экология — это наука, которая изучает, как растения связаны с воздухом, водой, с другими растениями, животными, человеком. Экология изучает и то, как люди связаны с окружающей их природой, как люди зависят от природы, как влияют на нее.

Эта наука подсказывает людям, как нужно вести хозяйство, чтобы не погубить природу и самих себя.

А сейчас об этом, как в природе все взаимосвязано посмотрим таблицу, по этой таблице я расскажу вам одну историю с комарами и кошками, а вы потом ответите на вопрос:

  • Почему случилась беда?

На одном далеком острове люди решили уничтожить комаров. Использовали для этого ядохимикаты. Комары действительно исчезли. Но через некоторое время на острове появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедали зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта «напасть».

А оказалось, вот почему. Ядохимикаты, которыми уничтожали комаров, попали на растения. Этими растениями питались тараканы (их много было на острове, и жили они не в домах, а в природе). Тараканы не погибли от яда, но накопился в их тельцах. Этих тараканов ловили и поедали ящерицы. Они слабели от яда и становились легкой добычей кошек. А вот для кошек, поедавших отравленных ящериц, яд оказался смертельным. Вскоре кошек совсем не осталось на острове. Ну и раздолье наступило для крыс!

Крысы принесли людям огромные убытки. Вскоре пришлось на остров завозить кошек. Их доставляли на самолетах их других мест. Только так и удалось справиться с крысиной «напастью».

  • А теперь давайте подумаем, почему случилась беда?

  • Для кого была беда?

Как видите, животные и растения не могут говорить, не могут пожаловаться, но давайте предположим, что они прислали нам «жалобы» и просят помочь разобраться с этими жалобами. Вы должны вдумчиво и внимательно слушать «жалобы», потом определить, о ком идет речь и какую пользу оно приносит.

Жалоба 1.

Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая.

  • О ком шла речь? Какую пользу приносит? .

  • А теперь давайте послушаем полный ответ, который приготовил С. Пименов.

  • В «жалобе» говориться о лягушке-жабе. Каждая лягушка за год съедает больше тысячи мух, комаров, жуков. Лягушка — пища для аистов, цапель, чаек, енотов, норок. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Представьте себе — исчезли лягушки. Как много стало комаров. А аисты? Их все меньше и меньше.

Жалоба 2.

На земном шаре нет пожалуй такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно. 

Жалоба 3.

Сосут кровь у человека, беспокоят людей по ночам. Люди борются с ними, чтобы их стало меньше. Может этих насекомых следует совсем уничтожить? Почему? 

Жалоба 4.

Давайте представим: расплодилось в наших лесах очень много волков. И люди уничтожили их за то, что съели много диких оленей. Через несколько лет оленей стало так много, что они съели в этом лечу весь корм, стали голодать и болеть. Множество оленей погибло. Как ты объяснишь то, что произошло? Что нужно было делать людям? 

  • Молодцы, вы правильно помогли разобраться с жалобами.

  • Сегодня на занятии мы обсудили разные ситуации, «жалобы» животных.

  • Как вы думаете, надо охранять природу? Как?

  1. Не загрязнять воздух, воду (заводы, фабрики, машины).

  2. Сажать молодые деревья.

  3. Не рвать редкие растения, первоцветы.

  4. Не охотиться на редких животных.

  5. Не разорять гнезд птиц, нор.

  6. Не оставлять горящих костров в лесу, мусора и т.д.

Прочитайте вслух стихотворение М. Дудина «Берегите Землю». Ответите на вопросы: Как надо беречь Землю? Для кого?

«Берегите землю»

Берегите Землю! Землю берегите! Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики, на тропинках солнечные блики…
Берегите доброту и жалость, чтоб они за слабого сражались.
Берегите будущего ради. Нор звериных,
Птичьего гнезда разорять не будем, никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.

«Природа — общий дом растений, грибов, животных и человека, и нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател».

Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и красиво,

чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, пели птицы.



© Муниципальное казенное учреждение культуры г. Новосибирска "Централизованная библиотечная система им. Л.Н. Толстого Октябрьского района" 2008-2014. Все права защищены.